Казалось бы, рынок молочной продукции у нас перенасыщен, сыров в Алматы в избытке – и местных, и привозных. Но есть ещё такие аспекты, как уникальность, экологичность и частичка души, вложенная в продукцию. У Марины Максимовой, совладелицы семейной сыроварни «Сыриус», ассортимент сыров привлекает покупателей именно этими составляющими. А ещё возможностью ощутить бурю вкусовых эмоций!
Как начиналась история вашей семейной сыроварни «Сыриус»?
Нашей сыроварне уже 5 лет. Я начала заниматься сыроделием, когда моей третьей дочке было всего три недели. Наша сыроварня не сразу стала семейной и не сразу приобреда своё название «Сыриус». Сначала это было просто крафтовое домашнее сыроделие, причём достаточно продолжительное время. Около двух лет я работала дома на своей кухне, нарабатывала клиентуру и даже не думала о развитии, пока не стали поступать серьёзные предложения от юридических лиц. С этого момента подключился мой супруг Вадим, и мы начали узаконивать всё, что связано с производством сыров. Супруг много вникал в производственные дела и сейчас практически всё держится на нём.
Мы долго работали над брендом, не зная, как назвать. Потом решили, что это будет самая яркая звезда – только не Сириус, а Сыриус. Название подсказали подписчики в инстаграме, написав, что мы будем тоже самой яркой из всех компаний сыров. Я посчитала, что как корабль назовёшь, так он и поплывет, поэтому теперь мы – «Сыриус».
Почему сыры? Это детская мечта или дань моде на экологически чистое и здоровое питание?
Нет, знаете, когда пошла мода на экологически чистое питание, мы уже были в тренде, если можно так сказать. Я никогда не думала, что буду заниматься сырами. Просто вся обстановка нашего переезда в частный дом, в небольшой чистый городок Каскелен, вся эта сельская атмосфера, видимо, поспособствовала тому, чтобы заняться чем-то фермерским. Сначала мы хотели производить макаронные или мясные изделия, но остановились на молочных. Ну а потом, когда уже пошли продажи, и мы увидели, что продукция пользуется спросом, естественно, это нас окрылило.
Вы учились в России и Италии. Отличается ли обучение в этих странах?
Да, безусловно отличается. Россия – это технологии, Италия – это традиции. Это совершенно разные системы обучения, совершено разная атмосфера. По-моему мнению, в Италию нужно ехать только после России. И нужно обучаться у российских технологов, а не у итальянских. Во-первых, российские технологи обучают на нашем примере, на нашем сырье. Плюс-минус у нас практически всё одинаковое: питание, корма, условия содержания скота. В Италии другие условия, у них всё заточено под традиции, под аутентичность, под что-то семейное. В России это точные инструкции – как надо и как может быть, всё взвешено в граммах. В Италии всё рассчитано на вкус, на обоняние, на осязание. То есть у них руки, глаза и органы обоняния участвуют в сыроделии. Именно так мы обучались в Италии и привезли оттуда немного знаний, но много впечатлений. А из России привезли мало впечатлений, но очень много знаний. Но и то, и другое в нашем деле важно.
Сложно ли было начинать?
Нет, не сложно. Я считаю, что нам повезло, мы попали в классный период: у нас не было агрессивных активных продаж, всё началось со знакомых и друзей, а потом мы раскрутились на сарафанном радио. И до сих пор это работает очень хорошо. Плюс, я думаю, очень важно развитие личного бренда, потому что человек покупает не продукт как таковой, а он покупает продукт именно у вас. Почему не у Васи, Пети или Кати, а именно у вас? Потому что тут важна фигура того, кто занимается производством продукции, как её преподносит, как продаёт.
Если ваши жизненные интересы, жизненная позиция как-то совпадают, то, можно сказать, что это 100%-ое бинго и хорошие продажи. Если человеку нравится моё позиционирование в жизни, мой юмор (даже некий сарказм), что я мама, занимаюсь спортом, правильно питаюсь, занимаюсь производством экологически чистой продукции – одним словом, если мои интересы и интересы моей целевой аудитории совпадают, то всё складывается хорошо.
Сколько человек работает в вашей семейной сыроварне?
В нашей сыроварне работает три человека: я, супруг и помощница, которая помогает нам во всех делах. Мы, в принципе, справляемся. В пик, когда у нас очень много молока (это приходится на апрель-май), конечно, тяжеловато. Но поскольку у нас семейная сыроварня, мы не хотим привлекать кого-то извне. Хотя дальше будет видно. Как говорят: «Хочешь рассмешить бога – расскажи ему о своих планах».
В чём уникальность вашей продукции? Что позволяет вам конкурировать с другими производителями?
Изначально наша концепция производства основана на том, что сыроделие натуральное. У нас не используется никаких добавок, присадок, «ешек» и консервантов. Исключение составляет соль. Соль – природный консервант и единственный консервант, который мы используем.
Мы создавали линейку сыров так, чтобы они были не похожи на магазинную продукцию. Обычно человек приходит в магазин, и для него все эти жёлтые сыры практически на один вкус. Наша линейка сыров отличается большим разнообразием и рассчитана на то, чтобы человек ощутил бурю вкусовых эмоций, чтобы он был просто поражен. В принципе, до сих пор это нам удаётся это делать – люди возвращаются, выбирают своих «любимчиков».
Разные сыры нравятся разным людям. Я заметила, что сыры выбирают по темпераменту. Молодые сыры, такие как моцарелла или буррата, нравятся спокойным людям, нежным и уравновешенным. Лабне, белпер кнолле, выдержанные, острые, с плесенью нравятся более эксцентричным, подвижным, ярким, шустрым, заводным.
Ну и, конечно, у нас есть линейка, которая соответствует магазинным стандартным. То есть это нейтральные сыры: сливочные, сметанковые, что-то с яркими сливочными нотками. Естественно, все они натуральные (только молоко, закваска, соль и руки мастера).
Вы проводите мастер-классы. Не боитесь конкуренции?
Сейчас я очень редко провожу мастер-классы в силу своей занятости. Последний мастер-класс у меня был год назад. Но конкуренции я не боюсь, потому что считаю, что на каждый товар найдётся свой покупатель.