Анна Суворова: «Трансформа» – это не место, а люди, которые её наполняют»

Анна.С. 5.JPG

Пространство «Трансформа» полюбилось алматинцам не только возможностью увидеть настоящую свободу творчества, но и своим необычным форматом, позволяющим задействовать зрителей во время спектакля или общаться в неформальной обстановке после его окончания. А в этом году оно ещё и получило премию как «Лучший пример социального предпринимательства в области культуры». Как всё начиналось, какие цели и задачи намечены «Трансформой» на будущее и удалось ли найти новое место для реализации своих идей – мы узнали у директора «Трансформы» Анны Суворовой.


Сколько лет пространству «Трансформа»? И почему оно так называется?


«Трансформа» открылась 21 октября 2017 года, то есть в этом году мы празднуем 4 года и открываем наш пятый театральный сезон. Верю, что мы его всё-таки откроем.


В начале нашего пути было несколько вариантов названий, но мы остановились на этом, потому что всё на нашей площадке трансформируется под запросы творцов. У нас нет определённой сцены, определённого зрительного зала. По сути, режиссёр попадает в black box и начинает творить. Он может использовать все средства, которые есть на площадке, и сделать всё так, как хочется ему. Пространство ему ничего не навязывает, всё трансформируется под конкретный проект. Для зрителей это тоже интересно, ведь каждый раз они как будто попадают в новый зал. Новеньких зрителей мы видим сразу, обычно они подходят с вопросом: «А у вас тут место не написано, я могу сесть куда угодно?» Иногда их удивляет то, что сидеть вообще не придётся. Мне кажется, название «Трансформа» идеально описывает условия, в которых мы работаем.


Расскажите, как всё начиналось.


Для меня история «Трансформы» началась задолго до её основания. Галина Корецкая (основатель «Трансформы» – Прим. ред.) была моим педагогом в консерватории. Ещё на третьем курсе я поняла, что мне очень интересна тема развития территорий, городских площадок. Это и стало темой моей дипломной работы. Для Галины на тот момент была актуальна история с развитием «Трансформы», она прочитала мою дипломную работу и пригласила работать.


Я не думала, что когда-либо буду связана с театром. Для меня это был совершенно новый опыт, я ничего не понимала в современном театре. Но пока строилась Трансформа, я успела помочь открыть театр в галерее «Тенгри Умай» и даже выпустила, как продюсер, пластический спектакль «фрИДа». Это был мой первый опыт, рада, что коллектив до сих пор живёт и масштабируется.


Сразу после премьеры я приступила к работе в «Трансформе». Сначала мы заканчивали стройку, а потом начали работать с разными коллективами, которые давно жаждали сделать свои проекты, но у них не было такой возможности. Уже в наш первый сезон мы помогли примерно полусотне новых проектов. Поскольку первый год мы не платили аренду, нам удавалось накапливать средства и вкладывать их в других. Мы стали позиционировать себя не только как культурное пространство, но и как продюсерский центр, который помогает в реализации проектов. Мы подкопили немного денег и сделали программу небольших грантов #Пробныйпоказ, которые выдавали коллективам для реализации их идей. Так, например, в Казахстане появился первый бэби-театр.


«Трансформа» – это уникальное пространство. В Казахстане больше нет площадки, куда ты можешь прийти со своей классной идеей и реализовать её. Если она действительно достойна – мы сделаем всё, чтобы воплотить её в жизнь.


Есть критерии, по которым отбираете резидентов?


В выборе резидентов мы всегда отталкиваемся от трёх главных критериев, которые сформулировали ещё в начале нашего пути: экспериментальность, актуальность и новые имена. Надо соответствовать всем этим критериям, чтобы попасть в число наших резидентов. Мы поддерживаем много культурных проектов, но из числа постоянных резидентов можем назвать коллективов десять. Это те проекты, которые в нашей программе каждый месяц. Эти коллективы работают только на нашей площадке. Мы понимаем значимость друг друга, наши ценности совпадают, и мы готовы вкладываться в эти проекты своим временем и силами.


К нам также приходят проекты, которые уже сформировались и пришли на нашу площадку, чтобы просто ставить свой спектакль. Мы называем такие проекты «гости Трансформы» и помечаем обязательно в программе как гостей, что означает, что проект не был целиком и полностью реализован у нас. Такие проекты обычно берут несколько репетиций перед показом, и мы немного вкладываемся в них своим временем, поэтому не можем называть их своими резидентами.


Горожанам полюбилась «Трансформа». Как думаете, почему?


Знаете, когда просто делаешь свою работу, иногда задумываешься: насколько для людей значимо то, что ты делаешь? Когда нам сообщили о закрытии нашей площадки, был страх, что на новость о нашем уходе никто не отреагирует, или отреагируют только наши резиденты, постоянные зрители. А что будет означать наше закрытие для остальных? Но когда пошла огромная волна негодования; когда люди писали нам, писали руководству коворкинга, что они теряют такой важный проект; когда мы поняли, что многие знают о нас и любят, – мы увидели общество, которому «Трансформа» небезразлична. Нам пишут слова поддержки и предлагают какие-то площадки – даже склады и гаражи – чтобы мы хранили у них декорации. То есть мы увидели, что для людей «Трансформа» стала куда значимее, чем мы себе представляли. Эта ситуация очень сильно вдохновила нас двигаться дальше.


Почему людям полюбилась «Трансформа»? Потому что мы единственные, кто дал возможность делать независимым коллективам то, что они хотят. Не то, что кем-то продиктовано, прописано в каких-то актах. У нас нет никакого госзаказа, у нас полная свобода творчества. Мы доверяем тем людям, которые являются нашими резидентами, доверяем их вкусу, мы на одной волне. Мы понимаем, для чего мы это делаем, и, мне кажется, зрители тоже это чувствуют. Обычно зрители приходят не на какой-то конкретный проект, а просто потому, что это «Трансформа». Такой концентрации разного творческого контента нет ни в одном уголке Казахстана! Мы занимаемся абсолютно разными направлениями: музыка, театр, причём очень разный: инклюзивный, пластический, бэби-театр, экспериментальный партисипативный театр. У нас много направлений и очень разная аудитория.


Расскажите о плюсах и минусах социального предпринимательства.


Я не буду врать, что социальным предпринимательством заниматься легко у нас в стране. Нет. Этим заниматься можно, но сложно. Конечно, было бы удобнее работать в комфортном диалоге с государством, которое поддерживало бы все инициативы, но, к сожалению, такого пока нет. Я знаю, что многие независимые театры осознанно не хотят работать с государством. Во-первых, потому что бюрократия дикая. Во-вторых, они не понимают, в чём смысл сотрудничества, если, по сути, всю работу выполняет сама площадка.


Но работа с государством открывает огромные перспективы. Судите сами: аудитория Алматы, которая ходит в театры (тем более независимые) на самом деле небольшая. В какой-то момент понимаешь, что у тебя, грубо говоря, закончился зритель на конкретный проект, а тебе хочется его дальше играть и показывать. Но выехать с этим проектом в другие города не представляется возможным. Чтобы вывезти один проект куда-нибудь, необходимо несколько миллионов на проживание, перевозку декораций и костюмов, билеты и всё остальное. Это не потянет ни один независимый проект, без поддержки это невозможно. А вот если бы на государственной основе был заложен грант, например, на поездку на фестиваль, который признан в мировом театральном сообществе – о казахстанском театральном коллективе узнали бы за рубежом. В идеальной картине мира нам нужно стать культурным центром, который развивает независимые коллективы при поддержке государства.


В этом году вы получили премию как «Лучший пример социального предпринимательства в области культуры». Кроме чувства удовлетворения, это дало какие-нибудь преимущества?


Да, мы получили премию как «Лучший пример социального предпринимательства», за что опять же огромное спасибо нашей аудитории, которая активно голосовала. Мы получили грант в размере 500 тысяч тенге. К сожалению, мы очень сильно пострадали во время карантина, потому что у нас не было возможности зарабатывать, а нам выставили счёт на аренду. В итоге этот грант нас спас. Не знаю, что бы мы делали, если бы у нас не было этих денег. По сути, мы закрыли наш долг за счёт гранта и средств неравнодушной к нам женщины-мецената, которые были отложены на такой случай.


Не так давно писали, что культурное пространство «Трансформа» осталось без помещения. Удалось ли найти новое место?


В данный момент мы находимся в активных поисках пространства. В принципе, есть понравившиеся нам варианты, но пока идут переговоры. Мы ищем «своё» место. У нас должна быть собственная площадка, потому что многие наши проекты зависят от конкретного места. Например, у нас есть инклюзивная лаборатория. Ребята с ментальными особенностями развития каждую неделю собираются, репетируют, делают новые проекты. Для них очень важно иметь постоянное место, где они смогут обосноваться, оставить многочисленные декорации, реквизит. Они должны быть уверены, что это их дом, пространство, где они могут реализовать себя. Они специфические, суперсложные в плане сценографии, и их надо адаптировать под новое место, поэтому нам в любом случае нужна своя площадка. Мы чувствуем за них свою ответственность.


У нас есть постоянные резиденты, для репетиций проектов которых требуется много времени. Я сомневаюсь, что мы можем прийти на чужую площадку и занимать её днями и ночами, а нам нужен доступ 24/7, чтобы репетировать. Коммерчески это не будет выгодно никому. Но делать интересные разнообразные проекты в разных точках города – тоже одно из наших направлений в данный момент. Мы хотим этим заниматься, хотим доказывать, что можно развивать разные территории и делать театр в разных уголках Алматы.


Что у культурного пространства «Трансформа» в планах?


В целом, мы продолжаем работу, мы ни на день не останавливались и не заканчивали процесс поисков места, мы обновляем контент на наших страницах в соцсетях, стараемся что-то делать, чтобы о нас не забывали, потому что мы не должны исчезнуть. Иначе это будет очень большой потерей для города и страны в целом.


Сейчас мы делаем всё, чтобы 21 октября 2021 года с новой сцены сказать, что мы открываем свой пятый сезон. Это должно произойти, должно случиться. В общем, план такой: мы определяемся с местом, запускаем краудфандинг (сбор средств на специальной площадке – Прим. ред.), делаем ремонт, покупаем оборудование и приступаем с новыми силами к реализации новых проектов. Все, что ни делается, – к лучшему! Я уверена, всё будет замечательно, и мы вернёмся этой осенью с новыми силами!



Заявка успешно отправлена
Ваш вопрос отправлен эксперту
Ваша карточка бизнеса отправлена на модерацию. После проверки Вы получите уведомление на почту.
Понятно
Ваша карточка бизнеса отправлена на модерацию. После проверки Вы получите уведомление на почту.
Понятно
Ваша заявка отправлена на модерацию, и станет активной после проверки модератором. Вы получите уведомление на почту
Ваша заявка отправлена на модерацию, данные обновятся после проверки модератором. Вы получите уведомление на почту
Ошибка Captcha. Пожалуйста, перезагрузите страницу и повторите попытку