Ляззат Алшинова – директор фонда «Замандас 21» (https://www.instagram.com/zamandas21/) – хочет видеть людей счастливыми. И не просто хочет, а действует – развивает дворовые клубы. Дворовые семейные клубы – это территория счастья, где в доброжелательной атмосфере осуществляются воспитание и гармоничное развитие детей и их родителей, а в процессе работы рождаются и другие социальные проекты, так необходимые в наше сложное время.
Ляззат Елюбаевна, расскажите о концепции проекта «Семейный дворовый клуб – движение в интересах детей».
Суть и концепция проекта в том, чтобы поддержать детей и подростков из социально-уязвимых семей, к которым относятся многодетные и неполные семьи, семьи, имеющие детей или родителей с инвалидностью, семьи, испытывающие материальные трудности, а также все, кто оказался в трудной жизненной ситуации. Изначально я хотела поддерживать детей именно из таких семей, ведь в нашей стране каждый ребёнок должен иметь доступ к дополнительному образованию, чтобы расти полноценной, разносторонней личностью. Даже если семьи находятся в трудной жизненной ситуации, это не должно ущемлять права и возможности детей. Суть проекта в том, чтобы дать равные возможности для развития всем детям.
Основное отличие наших дворовых клубов в том, что мы в свой проект вовлекаем всю семью. Мы понимаем, что родители тоже должны получать информацию и развиваться, чтобы семья была гармоничной, и у ребёнка было счастливое детство. Для этого предусмотрены услуги клуба «Счастливая семья». Всем родителям, которые приводят к нам детей, мы предлагаем поработать со специалистами нашей психологической службы. Наша концепция заключается в том, чтобы поддерживать всю семью.
На первом этапе семья заходит в проект, получает поддержку. Второй этап – это развитие, когда они начинают получать наши услуги в клубах, на курсах, в секциях. Все члены семьи развиваются, и, следуя нашей концепции, семья укрепляется. То есть итог нашей работы – счастливая казахстанская семья. И в течение вот уже 10 лет мы наблюдаем, как это происходит, и радуемся результатам.
Мы являемся своеобразным мини-хабом. Когда мы рассматриваем семью, которую относят к социально-уязвимой, и берём её в свой проект, мы видим, что иногда семья нуждается даже в базовых вещах, таких как продукты питания, детская одежда. В связи с этим мы проводим мини-проекты: «Дорога в школу», когда перед новым учебным годом помогаем подготовить детей, «Тёплая зима», в рамках которого покупаем детям обувь, куртки и другие вещи. Эту помощь мы оказываем на протяжении многих лет.
Когда началась пандемия, мы вместе с нашими партнёрами из ОО «Rotary club of Astana» объявили фандрайзинг, чтобы обеспечить детей из многодетных семей всем необходимым для дистанционного обучения, и начали собирать подержанную технику. Кто-то даже покупал и приносил к нам новые смартфоны и ноутбуки.
В летнее время до пандемии у детей была возможность прийти к нам в летний лагерь. Две недели они отдыхали, питались три раза в день, выезжали на экскурсии по городу. Кроме того, у нас есть детская хоккейная дворовая лига, которой уже 5 лет. То есть семейный дворовый клуб имеет в своём составе такие маленькие мини-проекты, которые рождались по мере необходимости, когда я видела новые проблемы, требующие безотлагательного решения.
Сколько детей занимается в клубах?
На данный момент в столице действуют 5 наших дворовых клубов, которые посещает порядка 2500 детей. Три клуба основные, большие. Помещения для них мы получили в доверительное управление от акимата города Нур-Султана, один клуб организован на базе библиотеки на окраине города. Мы заключили меморандум с библиотекой, и порядка 250 детей сейчас могут заниматься там в семи кружках. Ещё один клуб на базе 49-й школы посещает порядка 300 детей, это район Лесозавода. Мы специально выбираем такие районы, где проживает социально-уязвимое население.
В августе мы открываем шестой клуб на базе 55-й школы в районе, который раньше назывался Чугунка, это тоже окраина города. Сейчас уже более 300 детей готовы там заниматься. Итого к сентябрю более 3000 детей будут посещать наши дворовые клубы.
Планируется ли создание новых проектов?
Мы сейчас делаем ремонт на базе детско-юношеской библиотеки по Богенбая, 52, где собираемся открыть коворкинг-центр для подростков и молодёжи. Наши воспитанники за минувшие десять лет выросли, и возникла необходимость их дальнейшего развития. Часть из них уже студенты колледжей, но до сих пор испытывают трудности с доступом в Интернет, не имеют ноутбуков или компьютеров, чтобы заниматься. И нам захотелось создать для них пространство, где они смогут учиться, работать, общаться. Открытие коворкинг-центра планируем в сентябре. Возможно, это будет первый в Казахстане такой проект для подростков. Мы хотим приглашать в это пространство интересных, успешных людей, бизнесменов, которые смогли бы поделиться своим опытом с подростками. Будут проводиться консультации с психологами центра, планируем готовить волонтёров и многое другое.
Какие кружки и секции включают дворовые клубы?
Как уже было сказано, наша целевая группа – семьи, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации. Плюс у нас также предусмотрены платные услуги. Для тех, кто желает у нас заниматься, цены достаточно низкие, рассчитанные на средний достаток. Допустим, робототехника стоит на сегодняшний день у нас 10 тысяч тенге, и это самый дорогой кружок. Можно прийти на английский за 8 тысяч тенге. Есть и другие кружки: технические, творческие, спортивные, а также различные курсы. Творческие кружки – это арт-терапия, хореография, театральный кружок, кружок народно-прикладного искусства, а также музыкальные – вокал, домбра, гитара. Из спортивных секций – таэквондо, рукопашный бой, карате, бокс, есть кружок «Будь здоров!» по профилактике сколиоза. Есть курсы казахского и английского языков, кроме этого на волонтёрской основе у нас преподаются корейский и испанский языки. Ещё у нас есть авиамоделирование, шахматы, тогызкумалак, асык ату, «Юный техник» – всего порядка 25 кружков.
Расскажите о принципе четырёх «Д», на котором основана работа клубов.
Принцип четырех «Д» я позаимствовала у проекта клиники, дружественной к молодёжи, в котором сама когда-то работала. Мне эти четыре принципа очень нравятся, и я их придерживаюсь в работе, потому что они нам подходят. Первая «Д» – доступность, так как дети из социально-уязвимых семей могут бесплатно приходить и заниматься в секциях и кружках. Вторая «Д» – добровольность, то есть они сами приходят. Третья «Д» – доброжелательность. На это мы делаем основной акцент, потому что если есть доброжелательное отношение к детям, то мы получим четвертую «Д» – доверие.
Есть ещё три ключевых аспекта, которые необходимы для благополучного развития детей, а также важны и для нас всех – это внимание, забота и любовь. Наша задача – создать для детей безопасную и комфортную среду. Если есть внимание к ним, если мы проявляем заботу, и всё это делаем с любовью – мы обязательно получим обратную связь от наших детей и подростков. Они будут развиваться, раскрывать свои таланты.
Расскажите о проекте «Школа настоящих мужчин». Как возникла идея его создания?
Проект «Школа настоящих мужчин» появился в 2018–2019 годах. Как я уже говорила, нашими бенефициарами являются и неполные семьи – чаще всего это мамы, воспитывающие детей без пап. Мамы, у которых есть сыновья-подростки, испытывают трудности в воспитании, поскольку мальчикам требуется мужское внимание, мужское воспитание и навыки, которыми мужчина должен владеть, а мама не может их дать. Мы наблюдали, как наши дети, которые воспитываются без отцов, тянутся к тренерам-мужчинам, любят быть с ними, слушать их советы. И мы думали над тем, как привлечь мужчин к воспитанию наших детей. В этот момент появилась Гульназ Куликеева, которая тоже воспитывает сына-подростка и работает в детском фонде ЮНИСЕФ. Она пришла со своей идеей, и вместе мы разработали проект для мальчиков, которых воспитывают мамы, – «Школу настоящих мужчин». Проект был очень популярным, в нём участвовали мужчины-волонтёры. Например, был барбер, который обучал мальчиков бриться, пользоваться бритвенными приборами, были тренеры и спортсмены, которые учили навыкам самообороны. Многие мальчики из «Школы настоящих мужчин» потом пришли к нам в дворовые клубы заниматься. «Школа настоящих мужчин» – это замечательный проект, и мы его в ближайшее время, как только закончится пандемия, обязательно возобновим, потому что он важен и нужен.
Как появилась социальная мастерская «Мария»?
В наши семейные дворовые клубы приходили мамы, которые много лет сидят с детьми и потеряли квалификацию. Были мамы с детьми-инвалидами, которые не могут целый день работать, максимум 3-4 часа. Я придерживаюсь принципа, что женщина женщине должна оказывать поддержку. Я думала, как дать им возможность заработать, и родилась идея – создать швейную мастерскую, обучить их профессии.
Я подала на грант в посольство США, выиграла его, оборудовала мастерскую для мам. Мы обучили порядка 70 женщин, сейчас в мастерской работает семь человек. Они пришли три года назад и до сих пор все работают. Остальные женщины или на аутсорсе, или открыли свои ИП, кто-то просто шьёт для своей семьи. Но каждая из женщин получила у нас этот навык, чему я очень рада. Мне приятно видеть, как женщины, которые имели совершенно другую профессию, с нуля обучились швейному делу, и сегодня в шеберхана «Мария» они шьют прекрасные вещи.
Кроме того, в этом году я создала клининговую компанию, в которой в основном работают наши многодетные мамы. Мы обучаем наших женщин, которые хотят подрабатывать в клининге и ежедневно зарабатывать себе на хлеб. В общем, добавилось ещё одно социальное направление.
Почему вас заинтересовали именно социальные проекты?
Когда ты счастлив, то должен делиться с другими тем, что у тебя есть. Если у тебя есть знания, возможности и желание помогать другим – необходимо это делать. Многие думают, что я занимаюсь социальными проектами, потому что у меня что-то случилось. Ведь обычно человек идёт в эту сферу, потому что в его жизни был трудный период: дети болели, или сам он имеет инвалидность или оказался в трудной ситуации. Но бывает и такое: когда ты счастлив, когда у тебя всё хорошо, а душа живёт с потребностью видеть вокруг как можно больше счастливых людей. У меня когда-то так и произошло. Я хочу видеть вокруг себя счастливые глаза детей, счастливые лица людей, хочу создать вокруг себя пространство счастья. Я могу и буду это делать! Я не хочу сидеть и обсуждать государство, правительство, ещё кого-то, лежать на диване и ворчать, что всё плохо. Я не такого типа человек. Для меня главный девиз – действуй! Хочу создать территорию счастья для детей, потому что главная ценность общества, государства – это дети. Я испытываю счастье от того, что делаю, я занимаюсь своими социальными проектами с любовью и вдохновением.