Құрақ көрпе — уже не забытая техника шитья, а известное зумерам (поколение Z — люди, родившиеся со второй половины 1990-х годов по первую половину 2010-х) модное направление в дизайне. Сейчас это называют «пэчворкинг» или «квилтинг». В стиле лоскутного шитья сейчас создают не только «корпешки», но и одеяла, покрывала, обивку для мебели и даже одежду. Радует, что для молодого поколения эта, казалось бы, погоня за трендами — знакомство с древней и самобытной культурой предков.
Құрақ көрпе у казахов было не только украшением интерьера. Лоскутное шитьё несло глубокий сакральный смысл: скреплённые лоскутки символизировали сплочение, соединение семьи и рода, а узоры — пожелание благополучной и долгой жизни, гармонии и здоровья. Кроме символичности, құрақ көрпе — показатель вторичного потребления. Тогда это было последствием труднодоступности материалов, а сейчас — забота об экологии и показатель осознанности.
Құрақ көрпе делятся на несколько типов и различаются по предназначению и видам орнамента. Их используют как одеяла для бесик (с русского «колыбель») и пеленания, матрасы для сидения на полу и убранство для важных гостей. Корпе украшают растительными, зооморфными и геометрическими орнаментами, а одним из самых древних считается тумар курак, который буквально переводится как амулет. Такой орнамент обычно располагается посередине изделия и шьётся с намерением уберечь семью от невзгод и несчастий.
Мастериц, которые продолжают и популяризируют наследие предков, не так много. Одна из них — Рымбала Бексыргаева. Многие узнали о ней благодаря социальным сетям: художница Айя Шалкар рассказала о Рымбале в Instagram. Шитьё – дело её жизни: Рымбала работала на фабрике театральных костюмов с 1972 года. Так опыт помогает ей создавать красивые и качественные изделия сейчас.
Изделия с национальным колоритом стали популярнее. Рымбала Бексыргаева думает, что это во многом заслуга блогеров, которые популяризируют идею возвращения к истокам: национальной пище, одежде и элементам быта. Своим предназначением она считает показать, какими красивыми могут быть национальные изделия, сохранить традиции предков и поддерживать их популярность среди нового поколения.
Рымбала Бексыргаева считает, что құрақ көрпе — это искусство, созданное казахскими бабушками и матерями. Корпе (с русского «одеяло») в технике құрақ заменяли кочевникам мебель в интерьере: стулья, матрасы и перину. Несмотря на то, что кочевой образ жизни остался в прошлом, лоскутные одеяла не утратили востребованность. Хотя в карьере Рымбале приходилось шить камзолы, казахские национальные платья и саукеле, лоскутные изделия оказались мастерице ближе по духу. Поэтому как только она вышла на пенсию, к шитью одеял и қыз жасауы (с русского «девичье приданое») Рымбала приступила с энтузиазмом. Именно с этих заказов по рекомендациям клиентов и начался небольшой бизнес пенсионерки.
Раньше лоскутные одеяла наполняли тщательно очищенной и вымытой шерстью. Сейчас мастерица перешла на более безопасные, гипоаллергенные материалы. Рымбала шьёт каждую корпе вручную и с душой. Если лоскутки и узоры готовы, на одно изделие уходит один день, но некоторые виды корпе требуют более кропотливой работы. Лоскутки для них вырезаются из королевского велюра, который отличаются хорошей воздухопроницаемостью. Материал не мнётся и ещё долго будет радовать глаз хозяев и гостей.
Люди приходят к Рымбале Бексыргаевой не только, чтобы заказать корпе, но и чтобы научиться шить. Мастерица предупреждает, что это занятие не из простых: чтобы узоры сошлись, каждый лоскуток нужно с точностью отмерить, отрезать и пришить; важны усидчивость и внимательность. Мастерица рада делиться знаниями и опытом — в её семье профессионально шьют дочь и внучка.
До сих пор құрақ көрпе — непременный атрибут казахстанского дома. Их приобретают по наитию, но не стоит забывать о смысле и духовном предназначении: укрепление уз семьи, пожелание благополучия и продолжительной жизни.