Творческая мастерская «Текемет» – один из уникальных брендов в Казахстане, который создаёт панно и картины, шежире и тумары в национальном стиле. Авторы и двигатели этого творческого процесса – Салтанат Куспаева и Тогжан Бабиева – работают по своей эксклюзивной технологии. Ремесленницы знакомы ещё со студенческих времён, их дружбе уже 23 года, а общему делу 7 лет. Мы поговорили с Тогжан Бабиевой и узнали, как двум подругам удалось превратить любимое дело в настоящее искусство и начать зарабатывать на этом.
Расскажите немного о себе и о том, как появилась идея создать «Текемет».
Наша мастерская «Текемет» считается творческим дуэтом. Её представляем мы – Тогжан Бабиева и Салтанат Куспаева. Всё началось очень давно. Мы вместе учились в университете и с тех пор поняли, что нам комфортно и интересно работать и творить вместе.
После университета мы преподавали в ВУЗе и колледже. Позже решили открыть рекламное агентство. Это был довольно-таки успешный проект. Но от этой работы мы очень уставали. Делали рекламные конструкции, световые короба, объёмные вывески, стенды. По большей части, это была мужская работа. В тот момент как раз у Салтанат была запланирована поездка в Италию. Мы специально сделали картины в подарок принимающей стране. Когда мы увидели то удивление и тот восторг, с каким встретили итальянцы наши картины, – поняли, что можем делать что-то новое и уникальное. Так мы решили экспериментировать с национальной темой, с разными материалами.
Таким образом, имея за плечами опыт преподавания и работы в рекламной сфере, мы пришли к мысли, что готовы к экспериментам в творчестве. Вот так мы и создали мастерскую «Текемет».
Почему названием мастерской выбрали это слово?
Мы долго думали над названием. «Текемет» как-то сразу пришлось нам по душе, потому что это такое изделие народного творчества, которое раньше было в каждом доме. Оно готовилось для приданого невесты. На него наносились узоры, каждый из которых нёс определённую смысловую нагрузку. Нам хотелось, чтобы и наше творчество было в каждом доме на почётном месте и несло добрый помысел, как и старинные текеметы в домах наших предков.
Каким был ваш первый заказ?
Первый заказчик был из рода Адай младшего жуза. Он заказал сразу десять картин шежире для всех своих родственников со знаком рода. И по сей день созванивается с нами, делает новые заказы. По-моему, он подарил наши картины уже всем родственникам и друзьям.
Расскажите о ваших изделиях? Какие из них имеют наибольший спрос?
Технику, с которой мы работаем, мы придумали сами. Сейчас оформляем авторское право. Мы комбинируем различные материалы, делаем коллаборацию машинной и ручной работы. В результате изделия приобретают сложный, неповторимый вид.
Творческие картины мы стараемся хранить для выставок, а больше всего у нас покупают тумары. В каждом тумаре мы делаем амулет, чтобы в него могли положить суры из Корана, благословения, добрые пожелания.
Самый популярный заказ – это шежире, в которых мы отражаем семь поколений, имена всех предков, генеалогическую структуру рода каждой семьи. Всё это преподносим в оригинальной форме. Наши шежире заказывают со всех регионов страны.
Какие трудности бывают в вашем деле?
Прежде всего, сложности бывают с материалами. С каждым днём дорожает их стоимость, из-за пандемии цена выросла до 100%. Сейчас некоторые материалы уже совсем трудно достать и привезти в Казахстан. Ищем нужные материалы в России и других странах.
Также есть трудности с кадрами. Сейчас такая ситуация, что факультеты и кафедры по специальностям «Декоративное искусство», «Ремесло» закрываются. И так не только у нас в Уральске, но и в университетах Алматы. Мы слышали, что эти профессии не имеют востребованности. Думаем, что этому причина одна – люди просто не осознают, насколько это интересное и прибыльное дело.
Сколько человек работает в вашей команде?
В мастерской работают двое наёмных сотрудников – оператор на станке и художник. Основными авторами и художниками являемся мы сами.
Сколько времени занимает изготовление одного заказа?
Над каждой картиной работаем примерно неделю, так как технология у нас сложная. Бывают, конечно, и большие заказы, которые требуют больше сил и времени. Некоторые заказы мы делали по 10-15 дней.
Как думаете, какое сейчас отношение в обществе к древним традициям?
Раньше, когда мы ездили в Астану, Алматы, Атырау, Актобе, мы всегда чувствовали очень большой интерес людей к искусству, к традициям. Пусть иногда это бывает в условной форме, но всё равно чувствуется, что люди хотят передать это всё своим детям.
Два года назад случился пожар из-за которого сгорела ваша коллекция. Как это произошло?
Да, этот пожар – сложная страница в нашей истории. Когда это произошло, мы с Салтанат были в Стамбуле. До этого арендовали помещение в историческом части города. Хотели сделать шоурум, в котором было бы представлено и наше творчество, и творчество остальных ремесленников города. Но наша мечта разбилась. Пожар произошёл из-за неисправности проводки, однако нам пришлось долго доказывать это в суде, так как арендодатель хотел получить от нас несколько миллионов за ущерб. В конце концов мы доказали, что проводку прокладывал именно арендодатель. Было потрачено много нервов из-за судебных разбирательств, было сложно снова восстановить силы после этого, но мы справились.
В том же году, несмотря на несчастный случай, вы побывали на международной ярмарке в Санкт-Петербурге...
Да, буквально через два месяца после пожара, нам нужно было ехать в Санкт-Петербург с полноценной выставкой. Абсолютно все наши работы сгорели. В то время мы сделали одну ошибку – в порыве эмоций просто выкинули все сгоревшие картины. А нужно было сделать оценку, подключить юристов. Но нам не хотелось терять нашу творческую энергию, решили просто забыть. В тот период мы работали буквально на износ, заново делали все работы. Успели создать новую коллекцию, поехали на выставку и достойно представили там наше творчество.
Мы знаем, что вы являетесь членами Союза ремесленников Казахстана и Союза дизайнеров. В чём заключается их цель?
В союзы мы вступили четыре года назад. Деятельность Союза ремесленников нацелена на возрождение традиционного ремесла. Но мы, как новаторы, смотрелись интересно и вызвали хорошую реакцию у остальных участников. И тот, и другой союзы дают нам много информации о проводимых мероприятий, о стилях и направлениях в дизайне и ремесле.
Сегодня чувствуется, что для ремесла как никогда требуется поддержка, так как у нас ремесленники предоставлены сами себе. Хотелось бы, чтобы поддержка была во всех городах страны, а не только в столице и Алматы.
Какие дальнейшие планы и цели у «Текемет»?
К сожалению, некоторые наши планы притормозила пандемия. В прошлом году мы выиграли грант от государства и запустили багетный цех. Теперь планируем запустить цех УФ-печати и ювелирный цех. Хотим делать эксклюзивные вещи с серебром, с различными камнями.
У нас есть большие цели на будущее. Например, создать ассоциацию ремесленников Западно-Казахстанской области, работать с другими мастерами для развития ремесленного движения в регионе. Также хотим развивать интеграцию со всеми республиканскими движениями. Хотелось бы обучать, делиться опытом. В этом плане мы работаем над YouTube-каналом, над разработкой курсов. Параллельно ищем варианты международного сотрудничества, различные международные конкурсы.
Сейчас через наши панно, шежіре, тұмары мы хотим строить мосты между прошлым и будущим. Нам часто говорят, что мы занимаемся нужным, актуальным делом, что своим творчеством мы пробуждаем дух патриотизма.